пятница, 5 сентября 2008 г.

Служение народного митрополита Василия Липкивского

Служение народного митрополита Василия Липкивского
20:56

В религиозной жизни височать ФИГУРЫ. На большом историческом изломе ХХ ст. между эпохой царской России и эпохой диктатуры большевизму он, священнослужитель и защитник веры с щитом «не бойтесь» стоит, как могучий дуб, закорінений глубоко в землю. Его шарпают холодные северные ветры, вокруг него наступают и отступают войска, над ним кряче и предвещает ненастье воронихи, вокруг него сталпливаются и верующие, и суетный люд, а он держится корнем в родной земле и простягує свои руки к вечному родному небу.
Свирепые ветры вечно секут, а родная земля и небо вечно спасает. И до сих пор.

Василий Липкивский родился 1864 - почти ровесник клясиків украинской литературы. Он расстрелян в полночь 27 ноября 1937 года и похоронено в громадной братской могиле, можно сказать - в народной могиле - уже одновременно со вторым поколением тружеников на ниве украинской культуры.

Как священнослужитель, он реализовал себя и обнаружил все могущество духа во время гонений на веру и свирепого убивания священнослужителей. Провидение судило ему принимать тяжелое для церковного человека решение: отступить от вековых канонов епископского святящего и отступить от церковной єрархії, с которой служил десятки лет и терпел утискив от нее.

Монах Мартын Лютер начал войну против папского Рима в возрасте за 30 лет. Чешский протестант (против немецкой иерархии) разорвал при народе папскую булу - за 40 лет. А протоиерей и богослов Василий Липкивский пошел на ту тяжелую дорогу, когда ему было уже за 50 лет.

Все это были люди большой, настоящей веры. И патриоты. Каждый из них стоял перед лицом смерти и ежеминутно был готов принять кострище.

Но вера обязывает быть отважным и идти дорогой Христа.

Провидение судило ему «сбросить груз митрополичого служения» под принуждением власти. Но он трудно пережил соучастие в этой плохой акции своих людей, которые приняли «осознанную необходимость». Это был 1927 год, уже готовились массовые репрессии против паствы митрополитової - против украинского крестьянства.
Конечно, насилие было бы применено к митрополиту еще в суд над СВУ в 1930. И внутренне он уже был готов.

Однако появляется вопрос, было ли бы мученичество через казнь тяжелее, чем суровая бедность в полной домашней изоляции в течение десяти лет, в маленькой сестринской комнатке вместе с парализованным человеком в полуголоде.

Именно в этом испытании или не больше всего реализовал свои силы украинский народный митрополит: он воспользовался щілинкою в их законе, который позволял писать письма заграница. Забегая наперед, скажу, что той щілинкою воспользовалось поколение узников совести в совєтських концлагерях, особенно на ссылках после концлагерів. Надзиратели разного ранга не понимали, как много весит слово, даже просевающее через цезуру.
В своей келье он писал мелким почерком свои проповеди к украинскому народу. Трудно сказать или были это именно те проповеди, какие он произносил сотни раз перед украинскими крестьянами в тревожные годы после гражданской войны, когда народ сам фанатичный блеск его глаз воспринимал как призыв к сопротивлению власти антихриста, те ли, которые произносил из катедри Софийского собора, - последней твердыни УАПЦ. Скорее нет, то были проповеди к украинскому народу поза временами, проповеди в воображении «вспоминая дни давние и годы вечны». То были слова, которые должен говорить украинский священник людям в воскресенья и праздники, - так и названа его книга в традиционном наименовании (очевидно уже после того, когда они были собраны в Канаде).

Мог ли себе представить неутомимый подвижник Духа, что эти проповеди через пол века вернутся в Украину и станут хлебом ежедневным для тысяч священнослужителей, которые будут искать их, а заодно и его переводов богослужбових текстов, и будут считать, что те переводы наилучшие, потому что тогда, кроме знания украинского языка, был хороший уровень богословского образования. В проповедях по существу заключенного митрополита чувствуется напряжение противопоставления безбожному мировые и глубокая тревога, без которой дух веры снижается к религиозной риторике. Особенно глубоким и правдивым звучанием выделяется тема Зшестя Святого Духа на Апостолов, потому что то связано с самым глубоким переживанием участников творения Украинской Автокефальной Православной Церкви и общей молитвой в Софийском соборе о Даре таинства Духа Святого. Все пережили ту общую молитву так глубоко, что канонические епископские висвячення казались пустым ритуалом.

Власть его не могла использовать и не могла ликвидировать.

История устранения митрополита Липкивского у нас часто подается языком совєтської прессы: подготовили Собор, собрались епископы, проголосовали. Тем же языком подавали историю убийства Шварцбартом в Париже Симона Петлюри: считали пули, описывали убийцу, его выступления на суде. За этим сценарием метения следов шли, аж пока событие не стало в ряд засвидетельствованных документально заказанных в Кремле убийств Есть. Коновальця, С. Бандери - фигур первого ряда.

Конечно же о внутренней близости митрополита Василия Липкивского и Симона Петлюри и на поле религиозном, и на культурно-национальном знали все, не говоря уже о ГПУ. Симон Петлюру убит 26.05.1926.

Митрополит Василий Липкивского арестован уже 13 июля 1926. Закрывают 2-гу Всеукраинский Православный Церковный Совет, который просуществовал семь лет и три месяца, чтобы организовать третью - «советский ліквідком»: («Мы через ваши головы зберем ваш собор» - говорил Балицкий). Через полтора месяца неожиданно митрополита Василия Липкивского, после обвинений в том, что его проповеди не отвечали советской идеологии, а поведение не отвечало требованиям ГПУ, выпускают на волю.

«Те же люди, но совсем другой дух. Проекти своих постановлений и совет первое носила к ДПУ, и только после принятия там записывала их к своему протоколу, это уже была не свободная государственная организация, а церковный филиал ДПУ. Организацию иерархии УАПЦ взял на себя епископ Ромоданив и в самом деле выполнил это задание не хуже патріяршого заместителя Сергея в Москве».

Следовательно, относительно Митрополита, то ликвидация его не может быть демонстративной учитывая его популярность в народе и на реакцию Запада. Напротив, его нужно унизить, здискредитувати с помощью его учеников, отбросить от церкви методом «чистки», а затем угасание под домашним арестом.

Антихрист не любит пастырей среди общества верных. Он не сносит чью-то хорошую славу. «Но и слишком показная и трогательная встреча, вспоминает Митрополит, - которую сделал мне народ и в Харькове и в Кииви после моего освобождения, уже решила мою судьбу: меня нужно было очень зліквідувати».

Очевидно, что-то подобное подумала жена Евгения Плужника Галина Коваленко после того, как студенты университета после вечера, где он читал им свою поэму «Галилей», вынесли его на руках.

Жена Николая Зерова София, узнав об овациях, которыми наградили его студенты после блестящей лекции, сокрушенно покачала головой и сказала: «Боюсь, что это тебе даром не минет».

Как здесь не вспомнить тріюмфального въезд Христа в Иерусалим, пальмовых ветвей и криков «Осанна», ведь это было за неделю до распятия. Возможно, и участие Иуды Искариотского нужно была им не ради узнавания Того, Кого и так все знали, как ради унижения Учителя, от Которого отступается ученик. А разве страх не привел к отступничеству второго ученика верного Петра?

Страшно читать биографии сподвижников Митрополита Василия, использованных, - и выброшенных в небытие.
Во все хрестоматии должны были бы войти прощальные слова Митрополита - за воспоминанием протопресвітера Димида Бурка:
«Трудно было Собору переступать через авторитет

Комментариев нет: