пятница, 5 сентября 2008 г.

Не будем теплыми

Не будем теплыми
21:05

Слова «Христианская Украина» еще 20 лет тому назад звучали бы как «идеологический вызов». О реальном содержании понятие даже не было языки. Далеко не все знали, что Украина раньше была христианской.

Изменения за последние 20 лет случились огромные. Но почти неизменным осталось спокойное употребление понятий, которые должны были бы звучать, как звон, который будит и тревожит.

Существенно ли изменились люди, которые раньше были «в стороне», а теперь стали отождествлять себя с христианской Украиной?

Изменило ли политизирующее общество значительно свои духовные приоритеты?

В какой мере стал доминировать христианский голос над ярмаркой политических интересов?

Собственно, последний вопрос есть діягностичним относительно возрождения духовного в Украине. Зовнaишня картина временами поражает: новые церкви строятся больше, чем когда-либо. В автомобилях и в автобусах иконы, а то и иконостас. Торговля церковными атрибутами повсеместна. На святит пасхи и на освящение воды собираются массы народа. Что за этим стоит? Что стихийный поезд народа к вере - то бесспорно. Но сколько в этом суеверного поганства с церковной атрибутикой?

Очень опасную ролю играет церковь, привычная служить князьям мира этого. Она не работает на духовное пробуждение молодежи. Напротив, она отталкивает все живет своим формализмом, своими корыстными проєктами и демагогией. Церковь без большого авторитета и высокого служения, Церковь в роли слуги, Церковь на втором месте неминуемо будет высмеяной.

Однако влияние ее на общество скорее негативно, и соседство с ней не полезно также и для той Церкви, которая была гонимой и имела своих мучеников по веру.

Христианскую Украину нужно творить с того, что имеем. Нужно отсевать зерно от половы. Нужно постоянно помнить, что сотрудничество с «рабами ленивыми и лукавыми» невозможная. И нужно сурово идти «узкой дорогой», зная, что «не мир, а меч» кшталтує, и кристаллизирует.

И Церковь, и общество, нуждаются в самоотверженных служителях. Однако общество в целом настолько разложено матеріялістичною корыстностью и ленивым споживацтвом, что в нем преобладают те, что зависимые от денег, от алькоголю, от наркотиков... И мало зависимых от Духа.

В настоящее время даже трудно говорить о том, что Украина была христианской и такой должен стать, чтобы быть собой и подняться к своему назначению. Но нужно говорить, аж пока не услышат. Потому что все начинают чувствовать угрозу, которая идет изнутри.

Главное - нужно делать. Люди веры всегда соединялись. Создавали ячейки. Объединялись в ордена. Создавали школы. И главное - везде давали личный пример.

В первую очередь, нужное изучение опыта векового, а также опыту работы в посткоммунистическом пространстве, в частности опыту религиозной работы у России, пробуженной о.Александром Менем. Опыту работы в школах с учителями и детьми. Опыту распространения такой литературы, которая будит и засвечивает. И организовать формы обмена опытом.

Все это старое, как мир, и смешное, если говорить людям безразличным, привычным к действию матеріяльних стимулов. Но каждый раз громче должен звучать клич «Спасаемся!». Он более понятен, чем призывы «к духовности». Хотя людям опущенным - все ровно...

Собственно, наш разговор всегда начинается от самого общего: подъем уровня духовной культуры, создания среды, в котором могут возникать очаги молодежного движения.

Уже сегодня можно начинать от общего - от реакции на то, которое делается вокруг. Ведь в настоящее время самый честный голос, с которым многие согласны, звучит одиноко, как «вопиющий в пустыне». Исконная пассивность, десятилетиями культивируемая режимом террора, теперь оформилась в индивидуализм, «частность», и в формулу «это твои проблемы».

Людей много, а нет кому поддержать того голоса, который вырвался из груди то ли от горя, или от стыда, от обиды ли, от ли «не могу молчать».

Нужно продумывать формы реакции христианской молодежи, - то есть такие формы, которые могли бы быть услышанными. Христианский голос должен доминировать в обществе, потому что он имеет право. Он должен звучать как «тот, который имеет право». К тому же нужно как-то останавливать, напоминать, даже просить не приглашать к телекамере изменника, чтобы он нам объяснял свои мотивы.

Наконец о межконфессиональном сотрудничестве. Нас достаточно легко было спровоцировать на межконфессиональные конфликты. Часто волк защищал и «сдерживал» двух баранов. Часто и греко-католики, и православные, понимали, кто организует раздор и конфликт, а все ровно энергии для повадься у них было не достаточно. Где в настоящее время и энергия, которую пора пустить на плодотворное сотрудничество? А когда мы говорим об активности христианской молодежи, то барьеры нужно устранять, «потому что рабочих имело».

Комментариев нет: