Воля - Дар Божий
20:42
С детства я читал много книжек, прежде всего украинских, о борьбе за волю. Тогда я умов, что воля - это господство в собственном доме, в Родине своей, и война против соседей, которые набрасывали нам неволю.
В детстве мне родители говорили: «Поляки продолжают навязывать нам неволю, и это им боком вылезет».
В 1939 г. большевики нас «освободили». Все стали ровными, серыми и запуганными. Всех гнали то в колхоз, то в тюрьмы. Люди ожидали, когда придут немцы.
В 1941 г. пришли немцы и снова сказали нам, что «освободили». От большевизму». Все знали два слова: «verboten» и «erschossen» («запрещен» и «расстрел»). Люди боялись, когда большевики вывозили в Сибирь. Но также боялись, когда вывозили в Германию, хотя все знали, что Германия - это культурный Запад. Следовательно боялись рабства и в Сибири, и в Германии.
УПА боролась под лозунгом «Свобода народам! Свобода человеку». Но тот лозунг обязывал воевать против оккупантов - и брать свободу ценой жизни.
В 1944 большевики еще раз «освободили», в этот раз грубо: «Не умеешь - научим, не хочешь - заставим. Никуда не денешься». Этот язык солдатской казармы касался всех.
В школе я чувствовал, что о свободе не нужно говорить вслух, но нужно самому чувствовать, где есть маленькая свобода выбора, и выбирать честную бедность, только не привилегии.
В 60-ые годы более смелые украинские интеллигенты почувствовали, что есть возможность говорить и писать правду. За это деньги не дадут, но и не прямо запретят. можно спорить и вызывать власть и ее слуг на діялог.
Я почувствовал, что жизнь без правды не имеет смысла. Сытые и довольные рабы власти не являются людьми в настоящем значении того слова. Они боятся думать, боятся свободно говорить и не смеют действовать в согласии со своей совестью. Я выбрал себе друзей, которые свободно говорят, свободно смеются и пытаются шутить, когда их освобождают из работы или исключают из университета. Что больше теряешь вигід, то больше имеешь свободы духа и розкованости мысли. В том малом кругу свободные шістдесятники стремительно росли вверх, а рабы страха - деградировали. Воля не просто солодка. она может и гора. Терпкая. Но она имеет большую животворную силу, как солнце и ветер для растения. Воля пробуждает в душе дремотные силы. Она учит отрывать взгляд от земли и смотреть в даль и в небо. Свободный человек больше может, больше смеет, а главное - она открывает Бога, который дал ей свободу выбора и учил не надеяться на власть божків земных и на сокровища земные.
Воля - это большой дар Божий человеку от роду. Большой грех затоптать его в толпе и в очередях ради лакомства несчастного.
От человека спрятали этот дар. В 1948 г. 10 декабря была принята в ООН «Деклярация прав человека». Советсякий правительство спрятало от народа даже тот документ, под которым поставил подпись.
Боролся ли я за свободную Независимую Украину? Конечно, как свободный гражданин, я умов Независимость как норму. Но конкретно я мыслями и действиями утверждал достоинство украинца в обществе зависимом, лживом и покорном власти. В обществе, где все надежды возлагают на власть и ожидают, когда она что-то позволит, что-то подарит и куда-то позовет трудящихся.
Я не носился с лозунгами борьбы против коммунизма, потому что кто бы поддержал такое? Но делал я то, чего не рекомендовали. Говорил о фактах, которые умалчиваемые. Официальные призывы к правдивости и чесности брал за чистую монету и убеждал авдиторію, чтобы делала так же. «Не бояться» - к этому мало призывать - нужно показать конкретно. Большевики еще к революции любили говорить о «свободе слова» и о том, что свободу слова нужно использовать для разоблачения противника, они и до сих пор этим занятые. А между тем свобода - это проблема моральная - «свобода - понятие позитивное, она синоним всей внутренней духовной творчости человеческого лица» (Бердяев). И дальше: «слово никогда не было для них святыней, эманацией божественного Логоса, в нем не видели они отображение нашей бесконечной природы, а было утилитарным средством для других целей.»
Слово как ценность, язык как ценность, национальная культура как ценность, традиция как ценность, - это был вызов системе, построенной на единственной ценности - теории марксизма-ленинизма.
пятница, 5 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий