О национальной чести
21:01
О национальной чести и достоинстве говорят менее всего. Но в этой тихой заводи молчания водятся такие черти, как нетерпимость, ксенофобия, самохвальство, и біснуватість. В настоящее время скажи постоянным участникам телешоу о национальной чести, они удивятся. «Национальная честь - а с чем ее кушают?» - засмеется Н. Шуфрич. «Я знаю три языка, но там такими словами и не пахнет», - отрежет вам М. Рудьковский. «Еще чего не хватало, я сыт по горло», - небрежно ответит В. Цушко. «Здесь просто попахивает национализмом» - забросит вам «историк» Д. Табачник. «Вот именно, - поддержит В. Янукович. - Еще язык - это хотя бы конкретно».
Всех этих мыслителей юридически зрезюмує И. Богословская: «В Конституции Украины нет такого понятия, и не известно, с чем его употребляют».
Действительно, понятия «национальная честь» не записали в Конституцию. Там нет и таких понятий, как совесть, стыд, самоуважение, правдомовність. Но без тех понятий и человека нет.
Конституция пишется для людей нормально выработанных, для достойных граждан. Формалист будет использовать каждое слово в ней на свою пользу, проигнорирует ее содержание и дух, как это сделал «гарант Конституции» Л. Кучма вместе с В. Литвином и В. Медведчуком. Без человека закон не действует и никакие кодексы не действующие. Сколько торговались за каждое слово в «Универсале» Президента. Потом подписали, но придерживаться слова коммунисты и екскомуністи не умеют. Они относятся к закону так, как и большевики - в зависимости от выгоды.
Между тем закон, то ли моральный, или конституционный, налоговый ли, является только тогда законом, когда его твердо выполняют и тогда, когда он обходит личные интересы и устанавливает суровую дисциплину подчинения ровную для всех.
«Мы приняли кодекс чести, какой не позволяет презирать оппонентов», - сказал Н. Шуфрич, а дальше понес полублатным жаргоном об окружении Президента, а о самом Президенте Украины - пренебрежительно: «Он, Ющенко».
Как может такой «кодекс» принять партия, вся «программа» которой заключается в дискредитации померанцевых, в большевицькому уничтожении противника и перехватывании от него популярных лозунгов? У них даже предвыборные обещания скопированы из большевицьких, только там обещали увеличение чугуна и стали на душу населения, а здесь - увеличение минимальных пенсий и зарплат.
Кто-то же подбросил В. Януковичеви понятие «кодекс чести», не объяснив при том, что кодексы - это суровые самоограничения и фактически обязанность честного служения, которое исключает борьбу за власть любыми методами.
С понятием национальной чести есть вообще проблемы в посткоммунистическом обществе, где привыкли к тому, что под видом «интернационализма» часто честь «меньших братьев» приравнивали к вредным «пережиткам прошлого».
Фактически национальное достоинство и честь культивировалось только в тюрьмах и концлагерях, где удерживаемый под надзором тех, кто честь и свободу ставил сверх жизни. Моральная сила участников УПА держалась именно на этом понятии. Иначе трудно себе представить, как молодые сельские ребята, брошенные в зону жестоких испытаний, в течение 25 годов оставались верными присяге, не просили помилования и не позволили себе опозорить имя украинца. Национальная честь была последним стеблем, за который они держались до конца. Те заключенные националисты не позволили себе слово неуважения или к кавказцам, к сионистам ли, к прибалтів ли. Они были на голову выше лагерних офицеров, которые пытались вносить междунациональные дрязги и нередко демонстрировали гордыню «старшего брата».
Национальная честь - это высокая и нелегкая обязанность. Он обеспечивает честную жизнь за законами и правилами, которые исключают попустительство искушениям наживы и слабостям приспособленчества.
В молодом независимом государстве такие рыцари обязанности должны подпирать авторитет своего государства на каждом шагу. Ведь вокруг - море конформистов, привычных служить и Богу, и мамоне. Их патриотическая риторика даже искренна - ни к чему не обязывает. Их духа не хватает даже на то, чтобы держаться везде и везде своего языка и национальной ориентации (что лежит в самой натуре европейця), не то, чтобы жертвовать выгодами ради принципов.
Здесь лежит причина падения авторитета «патриотических сил». Где они обнаружили свою моральную высоту, стойкость, достойную удивления? Где они ставили на карту свою карьеру и выгоду? Кто где заметил их жертву для общего дела?
Они вели себя, как все, и брали себе привилегии, как все. То чем их патриотизм лучше игры в патриотизм со стороны того, кому все безразлично?
В народе есть тоска за настоящими патриотами, которые бы возвышались над популистами-демагогами и говорунами. И есть готовность обнаружить доверие тем, кто мужественно и последовательно отстаивает национальную честь. При чем, я имею в виду не только украинцев - человек чести нравится всем! Рядом с такими последовательными людьми очень не вероятно чувствовали бы себя всевозможные оборотни, которые почувствовали свое время в «ослабленном правовом поле».
Практически в наше время негодяй перестал бояться, изменник не стесняется, проходимец выдает себя за ученого, а партия за подписью ученого выдает фальшивую информацию. В евангельской притче о свадебных гостях рассказывается о демократизме хозяина, который велел приглашать всех. Среди приглашенных он увидел мужчину в нехлюйній одежде: «Как ты, друже, вошел сюда, не мавши одежде свадебной?» Тот же молчал. тогда царь сказал своим слугам: «Свяжите ему ноги и руки, да и бросьте к внешней темноте. Там будет плач и скрежет зубов.»
Сначала я был поражен аж таким наказанием за нарушение етикети. Потом понял, что дело здесь другая: Мужчина без чести презрел Господа! Он унизил свадебную учту, вместо украсить ее и возвеличить торжественністю своей роли. Он был наказан за смешивание ролей и за профанацию, если брать ее в бытовом измерении.
Это притча для наших шуфричів, которые воспользовались демократически отворенными дверями, схватили высокое приглашение, даже не подумав о приличном виду и приличном поведении, не говоря о чести.
Минимальное требование к государственному служащему - знание своего дела, знания государственного языка, безоговорочный почет к государственным символам и безусловное отстаивание государственных интересов. Почитание закона, уважение к человеку, к звичаюа - это и есть и первое условие к сзываемым гостям. А дальше уже выход из поля широкой демократии - на поле сурового узкого выбора. - «Потому что много называемых, а мало выбранных» - говорится в притче.
В демократической Америке государственный служащий, замеченный на обмане, лжи или недостойном поведении, - выбрасывается за порог. У нас же вор досказывает, что его не поймали, изменник перед телекамерой объясняет свои интересы и симпатии, бездарь выкручивается, как плохой школьник - и все это по телевидению подается для народа! И никто не щадит душу того народа!
- Это не государство, а какой-то балаган! - разводят люди руками. Но посмотрите, как работают люди, как переживают за государство, как стесняются за нее, и увидим, что дело не в государстве, а в том, кто ее представляет. Ведь даже в добру школьную клясу впустите двох-трьох нахалов - и сразу весь настроенный порядок зіпсутий. А что случится тогда, когда директор будет покрывать тех нахалов, а завпедами назначит бесстыдных діляг, которые даже не реагируют на вопрос и требования родителей.
А случится то, что в Кабинете Министров Украины, куда В. Янукович перенес законы криминального блата. О какой национальной чести можно говорить людям, которые унаследовали от коммунистов негативный принцип «борьбы против» соседа и сделали себе с того политику? От коммунистов они унаследовали и антиукраинский дух государственной политики. Это же какая психопатология: вице-премьер по гуманитарным вопросам в Кабинете Министров Украины известен как українофоб, а больше ничем не известный!
Очень досадно говорить о национальности. В Европи об этом не говорят - об этом сдержанно молчат. Но когда твою нацию в твоем правительстве презирает всякая отребье, то придется говорить. Потому что разве это не пренебрежение, когда перед миллионами украинцев по телевидению выступает Н. Шуфрич, А. Цушко, М. Рудьковский, люди, без рода, без племени - и говорят что попало, как перед овцами, которые ничего не понимают. Кое-кто из них позволяет себе переходить на украинский язык, обращаясь к «західніх украинцам», зная, что и этот поросячий маневр пройде безнаказанно.
Здесь мне кто-то забросит: а Петр Симоненко, а Иван Бокий, а блудный сын Вячеслава Чорновила - чем они лучше? Ничем не лучшие, хотя кое-кому нужно делать уступку с клинической точки зрения. Но когда презирает Президента (а это один из государственных символов) украинец, то здесь напрашивается аргумент недорозвинености и нехватке воспитания. А когда не украинец, то здесь, кроме тех двух аргументов, напрашивается еще и лермонтовський упрек: «смеясь, вон дерзко презирал земли чужой язык и нравы». Не нужно лукавить: национальный мотив в нашем мышлении всегда присутствует. И в частности он ценится тогда, когда россиянин, еврей, или молдованин обнаруживают национальную корректность и порядочность на службе в украинском государстве. Таких ставят за пример всем.
А когда А. Кинах очень разумно и продуманно говорит в бок политического противника святые слова: вы не думайте, что законом и моралью можно пренебрегать, что померанцевая революция забылась, что народ снова ничего не значит. А после этого перед той же телекамерой он, изгорбившись идет на службу к тому же противника, то как здесь не улыбнуться многозначительной улыбкой?.. А когда после того всего Кинах еще говорит о «Украинском прорыве», то руками разведешь.
Здесь место напомнить аксиому: какой-то прорыв возможен только тогда, когда впереди идет духовный прорыв, непременные составляющие которого - глубокая вера и национальный дух. Дешевые заменители в форме матеріяльних обещаний, интеллектуальных усилий и новых технологий, здесь - как кукла против живого ребенка.
Только живой горячей кровью можно сдвинуть хилое сердце. Никакие дешевые заменители, никакие вымышленные лозунги, ни поддержка со стороны соседей, ни самый изысканный популизм, не даст нового дыхания нашей нездоровой стране. Смелые решительные шаги предпринимают мужественные люди с принципами и с готовностью к самопожертвованию. «Чья рука, нарушенная любовью, тот меч из влагалища добудут здола?» - вечно спрашивает Леся Украинка.
Она призывает новые молодые силы из поля сетований на поле чести. Не пугайтесь, что против вас сила наворованного капитала. Разве это сила - это временный мираж в нашем мире, где идолы восстают и падают от дыхания силы Слова. Жестокий ХХ возраст продемонстрировал нам, как будто в мультфильме, и експропріяцію експропріяторів, и развенчивание героев, и поганьблення вождей, перед которым дрожал мир. После этого нынешние амбициозно надутые баллончики, которые обходят закон и надеются, что тот презренный закон защитит их богатства, выглядят мухами-однодневками. Наворовано как легко пришло, так легко и пойдет. А самуспокоительные иллюзии, что с украинским народом уже можно не считаться, потому что после катастрофы 1933 и военных потерь ІІ Мировой он уже на что-то несостоятельный - то вечная глупость сытых. Они так думали и перед казацкими восстаниями, и в 1917, и в 1942, когда украинская молодежь начала войну против двух самых свирепых потуг. Они не могли поверить, что за каждым кустом на них будет ожидать смерть от таких терпеливих и миролюбивых украинцев.
И что интересно, все эти взрывы народного гнева возникали не от голода и холода, как думают утробные матеріялісти, а чаще всего от пренебрежения и обиды, от надругательства над народными святынями, от пренебрежения к нашей вере, обычаям, языку. Характерно, что те пресыщенные господа даже не понимают, что обижают честь и достоинство людей. Вспомним Кучму и его советников, как они заверяли друг друга, что Украина - не Грузия. Уже перед началом померанцевой революции. Они отямлись и увидели розбуркане народное море! Когда гроза минула, пустые разговорчивые головы начать гудеть, что то был лишь «митинг», «тусовка». Им невдомек, что в той сдержанности было больше силы, чем в кровопускании. Они не понимают, что сегодня уже ни милиция, ни войско, не будет защищать власть - против своего народа. Пустобрехи хвастаются, что они «спасли Украину от гражданской войны».
Какой войны? За кого? За что? Вы думаете, что донецкие ребята пойдут на смерть за своих олигархов? Думаете, что солдат снова запоет «все, как один, умрем»? Неужели не понимаете, что с первыми выстрелами розметуть (с помощью ваших же охранников) ваши коттеджи и сожгут награбленное?
Инфантильные иллюзии нужны скоробагатькам, чтобы не видеть, что сидят на взрывчатке. Дерзким выскочкам кажется, что рабовладельческие обычаи, заведенные в их «офисах», уже закрепились. Следовательно, можно думать о тотальном зомбировании. Им кажется, что группа верных слуг и ко всему безразличные бомжи - это и есть народ. Но каждый раз после выборов оказывается, что народ более умен, чем они думали. Ни купленные лгуны из телеканала, ни политизирующие попы, ни баламуты с бірками «русских политтехнологов» влияния на народ не имеют. Никто серьезно не воспринимает «антикризисную коалицию». Смеются, когда білякоритні екскомуністи называют себя «национальной коалицией».
Странное явление: буржуазия умеет приспосабливаться к народу, а коммунист так уже привык дурить людей, что у него нет того слова, которому люди верят. Ни блатным, ни екс коммунистам не поверят. Почему? Они ему чужие - духом чужие.
Не хочу, чтобы меня заподозрили, как будто я говорю к совести білякоритних. Известно, что когда комар пьет кровь - он ничего не слышит и не видит. Я хочу, чтобы в воздухе прозвучали тихие сигналы тревоги. Когда-то М. Коцюбинский устами крестьянки напоминал: «Мы бедны, но честны». Оглохшим слугам Кремля Василий Симоненко кричал:
Народ мой есть! Народ мой всегда будет!
Никто не перечеркнет мой народ!
Тычина проницательно говорил: «Какая беда меня, какая чума косила, а сила опять расцвела».
Досадно, что снова в своем государстве мы вынуждены защищаться словами поэтов. Перед духовными бомжами. Перед гонителями и грабителями, которые дорвались к мандату недоторканости и перед продавцом мелочи, которая объясняет: «Да я вас не ругаю, просто в меня такой голос: я всю жизнь была на партийной работе.»
Перед всеми «продуктами эпохи» нужны откровенный говорить слова, которые что-то будят и просветляют образ Божий.
Ведь это страшно, когда претенденты в народный парламент называют друг друга «ублюдками», обещают: «заставим быть честными», а мэр Киива в открытке: «Луценко врет» говорит слова, которых не должен употреблять мэр ни одного города в мире (может ли это подделка? Но «ответственный за выпуск Д. Джангиров»).
Расшатыванием нашего корабля занимается очень много и злых, и морально ослабленных, и душевно больных людей. И им дают слово перед телекамерами.
Однако прислушаемся к тем, кому дают слово врасплох и на полминуты. Присмотримся к тем, которые продают картофель и морковь. К тем, что кому-то строят и строят новые кварталы. У них же больше душевного покоя, гідности и порядности, чем в тех, что куда-то спешат на «Мерседесах». Могут ли они серьезно отнестись к марионеткам, которые перед выборами белькочуть о «процветании», о «втором государственном языке», о НАТО. В глазах людей они как будто из НЛО.
Знают ли эти гости из Марса, что народ - не отара? Что с народом нужно говорить с уважением, прежде всего с уважением к себе и к здравому смыслу? Что у народа есть понятие чести, и не нужно пренебрегать тем. Никогда не простится тому, кто переступает духовный строй народной жизни, как и тем, которые возводят хулу на святого Духа, которому молится народ.
пятница, 5 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий