пятница, 5 сентября 2008 г.

Поветраючись к напечатанному

Поветраючись к напечатанному
20:59

В прошлом году «Наша вера» в ч. 8 и 12 опубликовала документ под названием «Разведка академика О. И Билецкого о Воскресенье христовом».

Многие читатели, очевидно, восприняли настоящий документ, как апокриф. Что апокриф - то можно было догадываться уже в 60-ые годы, когда в самиздат попала машинопись. Я тогда читал эту вещь. Судя по впечатлению, могу сказать, что мы в 60-ые годы были слишком безразличными к псевдонаучной полемике о Христе. Думаю, независимо от религиозных взглядов, тогда умным людям импонировали памфлеты на коммунистическое безбожництво. Атеистическую пропаганду, которая осуществлялась от детских садиков к катедр «научного коммунизма», воспринимали как форму духовного насилия, а высмеивание ее за признак хорошего тона или за смелую самозащиту лица.

Очевидно, на той почве «Разведку» в ЦК могли бы трактовать в то время только за 62 в. Криминального Кодекса. Известно, что она пошла в самиздат уже после смерти академика Билецкого в 1961 г. А вот почему она подписана его фамилией - это интересный вопрос, стоящее исследование. По моему мнению, это не могло быть совсем случайно. Известно, что сам академик не публиковал на эту тему. Но известно также, что он не писал и на другие темы, которые его мучали. И то еще вопрос, который был более интересно, то ли, что напечатал О. И. Билецкий, то ли, что услышали из его уст друзья и недруги (которые его подслушивали).

С полной определенностью могу засвидетельствовать, что в ЦК академика Билецкого не любили, цензоры воспринимали его насторожено, широких авдиторій ему не давали.

К сожалению, с диссидентской стороны его друзе не освещали, потому что это пахло доносом, и не записывали его всегда оригинальных нонконформізмів.

Но кто-то из людей религиозных, которые тянулись к нему, мог записывать его мысли, чтобы потом оформить их в литературную мистификацию, дав ей популярную в те времена форму письма к ЦК КПУ. А там ловы ветра в поле: академик умер, и ему ничего не сделаешь. Сын его Андрей Александрович, а также его невестка Татьяна Николаевна, - одни из первых диссидентов, покровители литературной молодежи, и им тоже ничего не сделаешь. Голый дождю не боится.

Очевидно автор «Разведки» в своих действиях руководствовался принципом ордену иезуитов - ad majorem gloriam Dei. На то время антибезбожницька аргументация была актуально и была интересной, так как неразрешенной.

Ответ на нашу публикацию поступил только из Одессы под названием «Воскресенье христовый видевше???!!!» (по следам одной фальшивки или как из нас делают идиотов).

Автор - Аркадий Гринь, преподаватель немецкого языка из института последипломного образования при Одесском университете. Характер его статьи вполне достаточно просвечивается в ее названии. Не столько рассудительной, сколько в духе наступательного атеизма.

Для нас ценной в его статье была уже детальная информация о невероятно широкой распространенности той статьи, что мы ее напечатали в ч. 8 с продолжением в ч. 12 за 2006 год. Оказывается, ее перепечатывали журналы и газеты и на Западе, и в России.

Не зная о ее широкой популярности, мы в редакции «Нашей веры» просто напечатали из пожелтевшей машинописи как документ самиздата 60-х гг., без претензии на научную обработку, именно как документ самиздата на религиозную тему она заинтересовала нас и наших читателей. В отличие от А. Гриня, мы не считаем опасным распространения подобной литературы, когда такие провокативные вещи, как «Код да Винчи» летят над планетой, как песчаная буря. Что же касается исторического подтверждения христового воскресенья, то для людей, которые празднуют Рождество и Пасху как свои наибольшие праздники, такие документы в сущности не имеют значения. Одна страница Евангелии говорит им больше, чем «свидетельство современников». Интересно, что этим самвидавним произведением тогда же, в 60-х, заинтересовался прежний аспирант акад.. Билецкого.

В своей автобиографичной книге Иван Кошеливець, аспирант О. И. Билецкого в довоенные годы, вспоминает, что в «Литературной газете» в 70-ые годы появилась статья об апологии христианства за подписью акад. О. И. Билецкого, где автор, увлекаясь блеском стиля, все же отрицает авторство, ссылаясь по мнению сыновей академика - Андрея и Платона.

От себя И. М. Кошеливець добавляет: «В одном из наших разговоров Олександер Иванович повествовал мне, что когда-то пристально изучал книги Святого Письма, и то не в переводах, а в оригиналах. Может, благодаря этому последнему обстоятельству и разговор мне и запомнилась. А недавно, заинтригованный такой новостью, я поинформировался дополнительно в тех, кто хорошо знал Харьков 20-х годов, и один из них рассказал мне, что Билецкий смолоду был религиозным человеком и . соборным старостой.

Поэтому, почему бы ему не выйти на исходе жизни на покаянный разговор с Богом?

Сделал же то же еспанський философ Хосе Ортега-и-гассет, помирившись после безбожной жизни с католической церковью.» («Разговоры в дороге к себе», Современность, 1985, стор. 187)

Комментариев нет: